Арматурный каркас для фундамента своими руками

Как сделать арматурный каркас для фундамента своими руками?

Ответственной частью любого строения является фундамент, изготовление которого должно осуществляться с особой тщательностью. Соблюдение строительных требований обеспечивает качество, длительный ресурс эксплуатации, надежность возводимого здания. Арматурные каркасы применяются практически во всех видах оснований.

Основа из бетона, в котором отсутствует армокаркас, не обладает требуемой прочностью. Бетон способен воспринимать только сжимающие нагрузки, а каркас из арматуры компенсирует растягивающие усилия, различные виды деформаций, обеспечивая целостность основы.

Изготовление армокаркасов из стальных прутков определенного сортамента осуществляется на основе результатов предварительно выполненных расчетов. Это позволяет воспринимать значительные нагрузки, обеспечивает высокий запас прочности частным постройкам и ответственным конструкциям из монолитного бетона.

Рассмотрим особенности металлического контура усиления, виды армирования фундамента, способы фиксации стальных прутков, технологию выполнения операций.

Металлическая составляющая фундамента служит не только в качестве каркаса: арматурные прутья необходимы для того, чтобы воспринимать растягивающие нагрузки и деформации

Проектный этап

Сортамент применяемой арматуры влияет на ресурс эксплуатации строения и определяется на проектной стадии. До приобретения материалов на арматурный каркас для ленточного фундамента следует выполнить комплекс подготовительных мероприятий. Осуществление в полном объеме подготовительных мероприятий гарантирует долговечность будущей постройки.

Армирование ленточного фундамента

Проектная стадия предусматривает выполнение следующих мероприятий:

  • Изучение, анализ особенностей почвы, массы возводимого здания. Оценка данных параметров позволяет выполнить расчет усилий, произвести выбор требуемой арматуры. Диаметр прутков составляет от 10 мм для легких строений до 14-17 мм для тяжелых конструкций, возводимых на слабых почвах.
  • Определение вида будущего основания. От выбранного типа фундамента зависит сортамент применяемых прутков. Для столбчатой, ленточной и монолитной основы используются стержни разного размера.
  • Расчет потребности в арматурных прутках, учитывающий размеры возводимого здания, особенности фундамента, тип почвы. Зная необходимое количество, не сложно подсчитать потребность в финансовых ресурсах.

Несмотря на то, что функция арматурного скелета для любого железобетонного основания одна и та же, конструкции таких каркасов различаются для отдельных типов фундаментов

Особенности конструкции

Производство арматурных каркасов осуществляется из стальных прутков со специальными ребрами, обеспечивающими повышенный коэффициент сцепления с бетоном. Применение гладких стержней не позволяет добиться целостности железобетонного массива, подвергающегося воздействию усилий и температурных факторов.

Прочность каркасов из арматуры зависит от следующих факторов:

  • марки применяемых металлических стержней;
  • сечения используемых прутков;
  • правильно разработанной схемы конструкции, регламентирующей количество, сортамент арматуры;
  • выбранного метода фиксации арматуры.

Ленточный железобетонный фундамент армировать сложнее всего: суть остается прежней, но количество манипуляций и трудоемкость процесса формирования каркаса усложняется

Каркас для фундамента изготавливается с использованием арматуры, диаметр которой не должен быть меньше 12 мм. Применение уменьшенного сортамента возможно для усилений, предназначенных для подсобных строений, небольших дачных построек, гаражей, зданий из газонаполненных композитов или пеноблоков.

Для усиления оснований частных построек применяют прутки класса А-2 или А-3, прочностные характеристики которых способны обеспечить устойчивость, долговечность основы, а, следовательно, возводимого здания.

Правильное армирование фундамента

Разновидности крепления арматуры

Арматурные каркасы состоят из отдельных металлических стержней, объединенных в единую конструкцию с использованием следующих методов:

  • Соединения прутков с помощью электрической сварки.
  • Фиксации арматуры с использованием вязальной проволоки.

Проверенный способ фиксации стержней арматуры для ленточного основания – использование проволоки для вязки и выполнение работ с помощью специального приспособления.

Применение электросварки для крепления прутков обладает рядом недостатков, связанных с нарушением структуры металла, уменьшением прочностных характеристик.

Сварка каркасов не получила широкого распространения. Остановимся на особенности крепления стержней с помощью вязальной проволоки.

Специфика вязки

Производство арматурных каркасов с фиксацией элементов вязальной проволокой осуществляется следующими методами:

  • обвязка арматуры ручным способом, отличающимся повышенной трудоемкостью, требующим приложения значительных усилий, высоких затрат времени. Фиксация стержней производится в местах стыковки с использованием отожженной проволоки диаметром 0,8-1,2 мм. При ручном методе используются пассатижи или специальный крючок для выполнения вязки, использование которых позволяет прочно скручивать концы проволоки, обеспечивать фиксацию стержней;

Арматурные стержни соединяются воедино специальной проволокой

  • автоматизированным методом, предполагающим применение специального пистолета для вязки. Устройство гарантирует качественное соединение прутков, быстрое выполнение операций. Время, необходимое для фиксации пары прутков, не превышает одной секунды. Пистолет применяется при выполнении значительных объемов работ.

Арматурные каркасы, элементы которых скреплены вязальной проволокой, характеризуются прочностью, обеспечивают долговечность возводимого фундамента.

Виды усиленных конструкций

Функциональное назначение разновидностей пространственных конструкций, изготовленных из металлических прутков – обеспечение прочности железобетонного монолита. Каркас арматурный для фундамента определенного типа имеет свои конструктивные особенности, предусматривающие:

  • Наличие двух поясов контура усиления, скрепленных с помощью поперечно расположенных стержней. Применяется для цельного основания ленточного типа.
  • Использование стержневой сетки, обеспечивающей жесткость плиточных фундаментов.
  • Применение вертикально расположенных стержней, скрепленных цельными поперечными контурами, гарантирующими прочность буронабивных оснований свайного типа.

Каркас для плитного фундамента представляет собой две арматурные сетки, расстояние между которыми определяется исходя из выбранной толщины плиты

Типы армированных фундаментов

Рассмотрим разновидности железобетонных оснований, для усиления которых применяются стальные прутки:

  • основание ленточного вида распространено в частном строительстве, а также в промышленной сфере. Каркас арматурный для фундамента ленточного типа – сложная и ответственная конструкция, элементы которой фиксируются вязальной проволокой или хомутами, изготовленными из пластика. Пространственная конструкция воспринимает растягивающие и сжимающие усилия, обеспечивая целостность фундамента. Изготовление арматурных каркасов для ленточных оснований осуществляется непосредственно как в смонтированной опалубке, так и отдельно, с последующим опусканием в траншею готовых элементов;
  • плиточный фундамент актуален при возведении зданий на проблемных почвах. Толщина плиты регламентирует жесткий интервал между двумя стержневыми сетками, представляющими арматурные каркасы. Металлические стержни сеток расположены внутри бетонного массива, надежно защищены от коррозии. Толщина защитного слоя составляет 5 сантиметров. Сетки изготовлены из поперечных и продольных стержней, сечение которых составляет 12-14 мм;
  • свайный фундамент буронабивного типа позволяет запускать объект в эксплуатацию непосредственно после возведения, но характеризуется длительным циклом выполнения подготовительных мероприятий. Армокаркас отличается простой конструкцией по сравнению с другими видами усиления фундаментов. Каркас из арматуры содержит продольно размещенные стальные прутья. Длина превышает габарит буронабивной сваи на 0,3-0,5 м. Конструктивно рама представляет группу из 4-6 стержней диаметром 12 мм. Они обвязаны поперечными хомутами, форма которых напоминает треугольник или окружность.

Таковы разновидности фундаментов, при обустройстве которых применяются арматурные каркасы.

Последовательность операций

Самостоятельно осуществляя работы по формированию контура усиления ленточного основания, руководствуйтесь приведенными рекомендациями по выполнению операций:

  • Заготовьте прутки необходимой длины, диаметра, соответствующие предварительно разработанному эскизу.
  • Нарежьте стержни, соблюдая требуемые размеры.
  • Уложите с расчетным интервалом гладкие поперечные прутки (сечением 6-8 мм) требуемого размера, обеспечив расстояние 5 сантиметров до краев ленты.
  • Разместите сверху два ребристых прутка диаметром 12-16 миллиметров, формирующие нижний контур.
  • Установите вертикальную арматуру в точках сопряжений прутков, обеспечив ее длину на 10 сантиметров ниже общей высоты будущего основания.
  • Обеспечьте расстояние, равное 5 см, от контура усиления до грунта, используя куски кирпича, отходы, специальные подставки.
  • Зафиксируйте элементы, используя вязальную проволоку и специальное приспособление.
  • Выполните сборку и фиксацию прутков верхнего яруса, аналогичным образом.
  • Проверьте надежность крепления проволоки, неподвижность пространственной конструкции.

Осуществляя сборку, крепление стержней, расположенных на каждом из ярусов, предварительно согните с помощью специального инструмента выступающие концы длиной 30 сантиметров, что обеспечит необходимое перекрытие, жесткость угловых зон, позволит сформировать надежный пространственный армокаркас.

Итоги

Материал статьи содержит рекомендации, позволяющие изготовить армокаркас основания, обеспечивающий прочность, долговечность возводимого здания. Потребуются качественные материалы, необходимый инструмент и немного терпения.

Арматурный каркас ленточного фундамента своими руками

Сделать арматурный каркас для ленточного фундамента не сложно. Стоит изучить основные требования, предъявляемые к арматуре, которая будет использоваться и технологию как армировать ленточный фундамент. При соблюдении всех условий готовый каркас будет отличаться прочностью и долговечностью.

Статья по теме:  Подушка под фундаментную плиту

Ленточный фундамент

Ленточный фундамент имеет массу преимуществ по сравнению с другими основаниями. Он подходит для строительства основы и многоэтажных, и одноуровневых зданий на любом типе грунта. Именно поэтому он так часто используется в индивидуальном строительстве. Зная основные принципы работы, и точно следуя им, при правильно выполненных расчетах можно легко возвести фундамент своими руками.

При эксплуатации постройки часто появляется осадка. Почва под подошвой основания становится плотнее. И чем больше давление на фундамент, тем быстрее происходит этот процесс. Если расчеты выполнены правильно и нагрузка равномерно распределяется на грунт, то на ленточном основании не появляются трещины и сколы по бокам. Но на самом деле, часто случается обратное.

Неопытный строитель может столкнуться в этом случае с проблемой, как правильно армировать ленточный фундамент. Ведь от этого зависит, как долго будет эксплуатироваться постройка. Поэтому стоит подробнее остановиться на выборе материала и самой технологической последовательности.

Выбор арматуры

От выбора арматуры зависит прочность каркаса.

Существует два основных вида:

  • cтальная (металлическая);
  • композитная (стеклопластиковая)

Последняя разновидность возникла в 50-х годах прошлого столетия, но не нашла широкого распространения в индивидуальном строительстве, несмотря на то, что она имеет ряд преимуществ по сравнению с металлической.

Стальная арматура, в свою очередь, может быть:

Для выполнения армирующих работ на ленточном фундаменте используется стержневая арматура периодического профиля, как рабочая (другое название — продольная) и гладкая (поперечная) в качестве вспомогательной.

Продольная арматура должна обеспечивать хорошее крепление к бетону. Поэтому чаще всего выбирают периодические рифленые профили. Она отличается и по классам прочности. В советские времена в соответствии с ГОСТ, в частном строительстве чаще всего применялся класс A-3 , что, как указывается в современной строительной литературе, соответствует маркировке- A400.

Для монтажа деталей каркасов в поперечном направлении используются стальные стержни класса A-1, или ее современный аналог- A240. Но большой разницы между ними нет.

Особенности арматуры

Так как в силу многих причин точно рассчитать основание достаточно трудно, специалистами были разработаны рекомендации к армировке ленты фундамента.

Они таковы:

  • диаметр продольных прутов должен быть не менее 12 мм;
  • число рабочих прутов в каркасе должно быть не меньше четырех (может быть шесть);
  • шаг поперечной армировки составляет от 200 до 600 мм. Сечение стальных прутов-6-8мм;
  • ленточный фундамент минимально должен быть толщиной 300 мм.

Т-образные пересечения и места, которые могут подвергаться деформации, необходимо усилить с помощью закладных изделий (например, арматурными вутами или лапками). Они должны соответствовать размерам рабочих прутов по диаметру.

Схема армирования фундамента

Перед началом работ необходимо тщательно продумать схему арматурного каркаса для ленточного фундамента и составить чертеж. Например, если дом будет состоять из одного этажа с мансардой размерами 10×6, она будет выглядеть следующим образом.

В качестве рабочих прутов берется шесть металлических стержней класса A3 диаметром 12мм, а поперечное армирование будет выполнено с помощью хомутов из стержней класса A1 диаметром 8 мм. Хомуты устанавливаются с шагом в углах и Т-образных пересечениях 200 мм, в остальных-600 мм.

Уязвимые места усиливаются с помощью угловых и диагональных вутов прутами класса A3 диаметром 12 мм. В местах примыкания вут к рабочим стержням устанавливается нахлест 50 диаметров (50х12мм=600 мм).

Стыковку по длине продольных прутов в этом случае планируется выполнить нахлёстом по длине похожей протяженности (600 мм). Такие места стоит укрепить хомутами с меньшим шагом (200 мм). Пруты арматуры планируется взять длиной 11,7 м. Чем меньше соединений, тем лучше, поэтому лучше брать пруты из стали максимальной длины.

Армировать углы и Т-образные пересечения можно и с помощью, так называемых лапок, которые, по сути, являются Г-образными загибами рабочих прутов на диаметр 50.

Часто в течение периода эксплуатации сталь может подвергаться коррозии, поэтому при армировке фундамента лучше провести дополнительные работы с целью обеспечить защитный слой арматуры.

Для ленточного фундамента величина этого слоя равняется приблизительно 40 мм у боковых и верхних граней. Если подошва выполнена из бетона В2-5, толщина которого составляет 100 мм, защитный слой должен быть минимально 40 мм, но можно увеличить до 70 мм.

Соединительный хомут устанавливаются с шагом, который равняется 3/8 высоты ленточного основания, что составляет минимально 25 см. Согласно СНиП, шаг между рабочими стержнями арматуры в ленточном фундаменте должен быть не менее 25 см и не более 40 см. Поперечная арматура устанавливается с шагом, который равняется1/2 высоты рабочего сечения, но не больше 0,3 м.

Как сделать арматурный каркас для ленточного фундамента

Каркас основания напоминает обычный квадрат или прямоугольник.

Принцип армировки следующий:

  • на дно траншеи выкладывают кирпичные ряды, высота которых составляет не менее 5 см. Это делается для того, чтобы образовался зазор между каркасом и нижней частью основания;
  • по образцу нарезают стержни необходимой длины для вертикально армирования;
  • на ряды кирпичей продольно выкладывают металлические стержни. Лучше, если они будут максимальной длины;
  • рабочие пруты при помощи проволоки соединяют перемычками на расстоянии 30 см друг от друга. Они должны быть длиной на 10 см меньше толщины основания (отступая по 5 см с каждых сторон);
  • в каждую ячейку по углам устанавливают вертикально пруты. Их длина должна быть меньше высоты основания на 10 см;
  • вертикальные пруты соединяют с продольными стержнями, и фиксируют с помощью перемычек.

Особенное внимание стоит уделить армированию углов, т.к. на эти места приходятся больше всего нагрузок.

В армирования углов необходимо соблюдать следующие правила:

  • стержни на углах гнутся так, чтобы их концы заглублялись в стену основания с минимально с перепуском в 40 см (для прутов, диаметр которых составляет 10 мм);
  • места, где они перекрывают друг друга, необходимо укрепить с помощью вертикальных и поперечных стержней;
  • если длина прутка недостаточна, чтобы ее загнуть на стену, то необходимо укреплять такие места Г-образными прутами;
  • хомуты на углах соединяются с шагом в 2 раза меньше.

При соблюдении этих требований, углы дольше сохранятся в первоначальном виде.

Вязка арматурного каркаса

Для обвязки арматуры используют вязальную проволоку диаметром 0,8-1,2 мм, которая нарезается на куски по 10-20 см. Минимально число соединений должно составлять половину количества пересечений.

Вязать арматуру можно несколькими способами:

  • с помощью плоскогубцев. Для этого проволоку складывают вдвое, закручивают и фиксируют концы плоскогубцами с тупыми зубцами;
  • можно воспользоваться крюком и шуруповертом cо специальной насадкой. Для этого отрезки проволоки складывают пополам, петлей цепляют за крюк. Концы обматывают в местах пересечения арматуры, а потом закладывают снова в крюк. Затем, проворачивая крюк, вращают. Можно применять для этих целей шуруповерт;
  • при помощи скрепок, фиксаторов, скоб и т.п.;
  • пистолетом для вязки.

Последний метод считается самым быстрым и эффективным. Для этого насадку пистолета ставят на место пересечения арматуры, и инструментом довершают вязку.

Армировка фундамента считается выполнена правильной, если соблюдены следующие строительные правила:

  • выполнено армирование основания верхней и нижней поверхности;
  • продольные ярусы каркаса изготавливаются из горизонтально расположенных прутов, соединенных с помощью поперечных и вертикальных стержней;
  • рабочая арматура представляет собой стержни класса А3, диаметр которых составляет 10-16 мм, а хомуты для соединения изготовлены из арматуры класса Вр-1 диаметром 4-5 мм;
  • каркас устанавливается внутри основания на расстоянии не меньше 5 см от его поверхности;
  • продольные прутья установлены с шагом от 25 до 40 см, а соединительные хомута – 30 см;
  • углы основания арматуры уложены с образованием перекрытия на 40 см;
  • диаметр проволоки для вязки составляет 0,8-1,2 мм;
  • минимально количество вязок равняется половине числа пересечений в каркасе.
Статья по теме:  Гидроизоляция между фундаментом и цоколем

При соблюдении этих условий каркас получится достаточно прочным и устойчивым. Специалисты рекомендуют для вязки использовать специально предназначенные для этого инструменты. Это значительно сократит время на вязку. Если не хватает опыта в этой сфере, лучше обратиться к специалистам.

Подробнее о том, как сделать арматурный каркас для ленточного фундамента своими руками можно посмотреть видео:

Книги по теме:

Арматурщик — Галина Куприянова — 621 руб.- ссылка на обзор книги
Современные работы по закладке фундамента. Виды работ, материалы, технологии — Валентина Назарова — 29 руб.- ссылка на обзор книги
Справочник технолога-строителя — Геннадий Бадьин — 239 руб.- ссылка на обзор книги

Виды и особенности арматурных каркасов для фундаментов

Современные здания возводятся с учетом множества факторов риска, вплоть до воздействия больших и малых подвижек грунта, штормового ветра и проливного дождя. Учитывая, что мощные и надежные фундаменты возводятся с бетонных конструкций, то без арматуры тут не обойтись.

Она используется не только для увеличения жесткости конструкции в целом, но и обеспечивает связывание в единую конструкцию отдельных элементов. Оптимальным на данный момент считается арматурный каркас, он состоит с множества отдельных элементов, которые часто соединяются жестко болтовыми соединениями. Сварочные работы тут не практикуют.

Какая роль арматурного каркаса

На самом деле, правильно сделанный, соединенный каркас из арматурных прутьев – это аналог человеческого скелета. Но тут стоит учитывать, что каркас отвечает не только за прочность конструкции. Он также воспринимает и гасит растягивающие нагрузки, деформации в горизонтальной или вертикальной плоскости.

Если для небольших фундаментов часто используется тонкая проволока, то для мощных массивных сооружений проволока уже не подходит, тут нужно использовать прутья арматуры большого диаметра с гладкой или ребристой поверхностью.

При расчете несущей способности зданий часто учитывается допустимая нагрузка прутьев на растяжение и деформацию, и оптимальными с этой точки зрения считаются металлические арматурные прутья диаметром 6−8 мм. Но каркас – это не только горизонтальный слой арматуры. Дополнительно устанавливаются вертикальные прутья, а также специальные прямоугольные или круглые кольца с конкретным интервалом.

Каркас имеет следующую конструкцию. На горизонтальные слои кладется арматура диаметром 10−20 мм, а на вертикальные – 6−8 мм. Все прутья соединяются между собой жестко, но не сваркой. Только такая конструкция способна обеспечить максимальную прочность и надежность связки стали и бетона. Его нужно всегда устанавливать внутри фундамента, чтобы обеспечить защиту от воздействия внешних агрессивных факторов. Поэтому граничная глубина установки конструкции по отношению к поверхности, должна составлять до 50 мм.

Выбор каркаса в зависимости от типа фундамента

Несмотря на то, что в любом фундаменте нужно использовать армирование, конструкция и особенности прутьев часто существенно отличаются. Поэтому, для нескольких типов фундаментов один и тот же тип армирования просто не подходит, или использовать его нецелесообразно.

Например, для ленточного основания практикуют каркас в два пояса, соединение поперечное арматурной сеткой. Плитные конструкции усиливают сеткой, а вот свайные основания – вертикальными массивными прутьями с небольшими продольными кольцами. Таким образом, условно все каркасы можно разделить по назначению и конструкции для следующих оснований:

  1. Ленточные фундаменты сборного типа. Такие основания популярные в загородном строительстве и арматурный каркас тут часто ограничивается горизонтальными сетками. Но конструктивно, такие арматурные пояса сложные в монтаже.
  2. Плитные сборные и монолитные конструкции. Тут уже практикуют каркасы ярусные, соединенные в несколько отдельных поясов. Как правило, сначала создают каркас из арматуры, а уже потом его полностью заливают бетонным раствором.
  3. Свайный буронабивной фундамент. Если используются готовые бетонные сваи, тогда армирование не делают. А если сваи делают непосредственно на строительной площадке, тогда арматурный каркас состоит из массивных вертикальных прутьев толщиной 8−10 мм, соединенных между собой обычной проволокой.

У каждого вида оснований есть свои особенности армирования.

Особенности арматурного каркаса для ленточного фундамента

Как правило, армировать ленточные конструкции сложно не только с технической, но и финансовой стороны. Ведь тут приходится учитывать продольное и вертикальное смещение отдельных конструктивных элементов, хотя вязать арматуру можно непосредственно в опалубке или отдельно каждый элемент. Процесс монтажа каркаса условно может состоять из следующих этапов:

  1. Проводится первичный расчет арматурного каркаса, подбираются прутья необходимой расчетной толщины и длины. Сначала нужно укладывать поперечные прутья с некоторым шагом, причем длина стержней должна быть на 10 см меньше, чем толщина будущего фундамента. Тут стоит использовать дешевые гладкие прутья с толщиной 6-8 мм.
  2. На готовую поперечную арматуру укладываются два ряда (иногда стоит использовать и больше рядов) продольной арматуры уже с жесткой ребристой поверхностью. Тут используются прутья толщиной 12−14 мм. Особенно такая толщина практикуется для нижнего яруса основания.
  3. В точках пересечения горизонтальных и вертикальных поясов устанавливается вертикальная гладкая арматура с длиной, меньшей на 10 см от расчетной высоты ленточного фундамента.
  4. Далее на верхней кромке устанавливается горизонтальный слой прутьев.

Все соединения нужно делать только проволокой, сварка тут не допустима в связи с термическим разрушением металла. Также стоит использовать пластиковые хомуты, которые не подвержены воздействию влаги и служат намного дольше проволоки. Преимущества использования пластиковых хомутов:

  • ценовая доступность;
  • надежность и простота в установке;
  • они не подвержены воздействию агрессивных сред и влаги;

Сделать их можно с любых подручных материалов, даже пластиковых труб. Часто для их установки достаточно применения промышленного фена или паяльной лампы.

Каркас для плитного основания

Фактически, это две арматурные сетки, расстояние между ними расчетное и подбирается в зависимости от толщины фундамента, допустимых нагрузок и возможного вертикального смещения. Каждая сетка каркаса обязательно должна состоять из продольных и поперечных прутьев одинаковой толщины.

Покупается ребристая арматура, которая имеет лучшие показатели сцепления с бетонным раствором. Чтобы сетки не соприкасались, используются вертикальные перемычки, которые часто делают с подручных материалов: остатков асбестовых или пластиковых труб, стальных уголков, керамической плитки (фактически, любого материала, стойкого к влаге и не подверженного гниению). Также нужно сделать защитный слой бетона по каждой стороне основания, его толщина может составлять до 5−6 см.

Армирование свайных оснований

Каркас для свайных оснований делается за считанные часы и отличается простотой. Ведь сваи – это бетонные столбы заданной толщины и длины, которые часто, с целью экономии средств, производятся непосредственно на строительной площадке.

Арматурный пояс состоит с нескольких вертикальных металлических прутьев диаметром 12 мм и ребристой формы. Длина прута должна быть на 30−50 см больше длины будущей сваи, верхняя кромка выступает от сваи на заданную длину и связывается с ростверком.

Связывание арматуры делают пластиковыми хомутами или жесткой проволокой, также для таких целей отлично подходит треугольные промышленные каркасы для балок перекрытий.

Как сделать монтажные кольца своими руками

Если весь процесс армирования делается самостоятельно, тогда сварку вообще не практикуют. Намного дешевле и проще провести армирование с помощью специальных металлических монтажных колец. Их легко сделать своими руками прямо на стройплощадке в необходимых количествах, этапы изготовления следующие:

  1. Сначала нужно закрепить кусок швеллера к идеально горизонтальной поверхности максимально прочно. Затем наметить на одинаковом расстоянии от края два отрезка, которые затем углубляются с помощью болгарки. Если нужно будет согнуть арматуру различного диаметра, тогда лучше на швеллере сразу предусмотреть каналы именно конкретной толщины. Глубина тут не сильно лимитируется, как и количество маркеров.
  2. Подготовка металлических прутьев. Их нужно разметить таким образом, чтобы размеры строго соответствовали габаритам будущего каркаса. Например, если высота ленточного фундамента составляет 100 см, а ширина 50 см, тогда прутья размечают по таким размерам. Таким образом, для кольца нужно использовать прут длиной 3 метра, на который наносятся метки на следующем расстоянии друг от друга: 50−100−50−100 см.
  3. Аналогично размечается сразу необходимое количество арматуры, чтобы затем не тратить время впустую на повторную разметку.
Статья по теме:  Винтовые сваи для забора своими руками

Готовый стержень устанавливается в швеллер в предназначенную для него канавку, и его можно согнуть под углом в 90 º строго по метке. Теперь этот прут аккуратно гнется по всем четырем меткам, и в результате получается практически идеально ровное арматурное кольцо с заданными размерами.

Арматурный каркас для фундамента

Только в идеальных условиях для строительства, кои в принципе не актуальны в 99% случаев, возведение фундамента не предполагает его армирования. Арматурный каркас для фундамента – то же самое, что скелет для человека. Только совместная работа металла и бетона может гарантировать высокую прочность основания дома, его адекватную реакцию на любое воздействие со стороны грунта. И несмотря на то, что цена арматуры порой достигает немыслимых значений – без нее в индивидуальном строительстве просто не обойтись. Причем, даже учитывая трудоемкость изготовления каркаса, его вполне можно сделать своими руками.

Роль арматурного каркаса

Выше мы сравнили арматурный каркас со скелетом. Однако металлическая составляющая фундамента служит не только в качестве каркаса: арматурные прутья необходимы для того, чтобы воспринимать растягивающие нагрузки и деформации, с которыми физически не может справиться чистый бетон (его работа – противодействие сжатию). При изготовлении арматурного каркаса для фундамента используют стальные стержни с гладкой и ребристой поверхностью различного диаметра. Первые обычно имеют диаметр 6-8 мм и служат в качестве элементов, формирующих пространственную структуру каркаса, укладываются поперек основным стержням или вертикально. Вторые, в зависимости от нагрузок на фундамент и качественных показателей грунта основания под ним, укладываются горизонтально, имеют больший диаметр (10, 12, 14, 16 мм…), ребристую поверхность, благодаря которой обеспечивается максимальное сцепление с бетоном. Они служат для непосредственного восприятия неравномерных деформаций. Учитывая то, что зоны растяжения фундамента возникают на его поверхности, ответственные элементы каркаса располагают как можно ближе к ней (в 30-50 мм). Такой подход одновременно обеспечивает наличие защитного слоя бетона, предотвращающего коррозию металла, а также оптимальные условия для работы арматурных стержней.

Виды арматурных каркасов для разных типов фундаментов

Несмотря на то, что функция арматурного скелета для любого железобетонного основания одна и та же, конструкции таких каркасов различаются для отдельных типов фундаментов. Так, для ленточного монолитного фундамента обычно предусматривают каркас в два пояса, соединенных между собой поперечной арматурой, плитный фундамент усиливают арматурной сеткой, а свайные буронабивные опоры – вертикально ориентированными прутьями. Арматурные стержни соединяются воедино специальной проволокой. О том, как вязать арматуру для фундамента, мы поговорим в другой статье. В отдельных случаях допускается использовать сварку, но в индивидуальном строительстве все же рекомендуется именно нежесткая сцепка посредством проволоки. Ниже мы рассмотрим варианты арматурных каркасов и сеток для таких ж/б оснований, как:

  • ленточный фундамент, который применяется в индивидуальном загородном строительстве чаще всего;
  • плитный фундамент – решение, которое актуально при строительстве дома на сложных грунтах и не только;
  • свайный буронабивной фундамент – простой вариант основания под дом, который нетребователен к скорости проведения работ и может эксплуатироваться в считанные дни после возведения

Ленточный

Ленточный железобетонный фундамент армировать сложнее всего: суть остается прежней, но количество манипуляций и трудоемкость процесса формирования каркаса усложняется. Вязать каркас можно как прямо в опалубке (если позволяет ее ширина), так и отдельно (вяжем и опускаем элемент конструкции). Лучше привлечь к процессу как минимум одного помощника – так будет гораздо проще. Последовательность работы можно представить следующим образом:

  1. сначала укладывается необходимое количество поперечных стержней выбранной длины с расчетным шагом между ними (напоминаем, что длина стержней должна быть на 100 мм меньше ширины будущей ленты – по 50 мм с каждой стороны для защитного слоя бетона). Для поперечных стержней используется гладкая арматура диаметром 6-8 мм;
  2. далее на поперечную арматуру укладывается два прута продольной (ребристая арматура диаметром 12, 14 или 16 мм) – нижний пояс каркаса;
  3. в местах сопряжения продольных и поперечных стержней вертикально монтируется гладкая арматура, длина которой меньше высоты ленты на 100 мм;
  4. к «вертикальной» арматуре привязываются верхние пруты поперечной (по тому же принципу, что и в 1 шаге);
  5. далее на верхние поперечные пруты укладывается рабочая продольная арматура (два прута, как в шаге 2) – это будет верхний пояс каркаса
  6. не забывайте каждое соединение тщательно перевязывать проволокой. В отдельных случаях, если по каркасу во время заливки бетона не будут ходить, можно перевязывать пластиковыми хомутами – такими, которые используются для связки кабеля.

При использовании хомутов из арматуры формирование каркаса несколько упрощается (см. рис. ниже).

Каркас устанавливается на специальные насадки, бетонную подготовку, куски бетона, любой стойкий к деформациям полимерный материал. Один из самых доступных вариантов – использовать куски ПВХ труб или обычные «рублевые» подрозетники. Не забывайте о том, что перпендикулярные ленты должны быть соединены между собой выпусками продольной арматуры, предварительно согнутой специальным инструментом. Т.е. продольные стержни одной ленты в углу соединяются выпусками с продольными прутками другой, причем длина выпусков должна быть равной 30 диаметрам арматуры. Такой подход позволит сформировать единую жесткую раму, которая будет готова к неравномерным деформациям даже в тех случаях, когда они возникнут под углами основания дома.

Плитный

Каркас для плитного фундамента представляет собой две арматурные сетки, расстояние между которыми определяется исходя из выбранной толщины плиты. Каждая такая сетка представляет собой совокупность продольных и поперечных прутьев одинакового сечения (12-14 мм). Используется ребристая арматура, обеспечивающая максимальный контакт с бетонной смесью. Расстояние между двумя арматурными сетками выдерживается за счет перемычек, которые могут быть изготовлены из металлических уголков, обрезков ПВХ труб, пескоцементной плитки – любых материалов, которые не подвержены гниению и устойчивы к большим нагрузкам. Желательно воздержаться от использования древесины. При изготовлении каркаса для плитного основания, так же, как и в остальных случаях, обязательно оставляют место для защитного слоя бетона (50 мм): сверху, снизу, по бокам.

Свайный буронабивной

Пожалуй, для буронабивного фундамента арматурный каркас сделать проще всего. Для его изготовления используют 2, 3 или 4 прута арматуры (их количество зависит от диаметра опоры) периодического профиля диаметром 12 мм. Длина арматуры равна длине буронабивной сваи+300-500 мм на арматурные выпуски при условии последующей обвязки железобетонным ростверком. Связку каркаса во избежание сдвигающих усилий или эксцентричных нагрузок осуществляют при помощи хомутов круглой или треугольной формы. Можно использовать заводские каркасы треугольного сечения, которые применяются в производстве монолитных балок перекрытий.

В заключение статьи

Не забывайте контролировать горизонтальность и вертикальность элементов каркаса. Если решили формировать скелет фундамента своими руками, будьте готовы потратить на это много времени и сил.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector